Почему введение европротокола в России провалилось?


Среди предостережений относительно новой процедуры называют постсоветский менталитет – мол, мы не привыкли урегулировать такие ситуации без властей. Правда ли, что введение европротокола в России по сути провалилось? В чем причины?

Когда россияне вводили у себя европротокол, то они пошли по еще более революционному пути в этой сфере, чем украинские законодатели. Помимо возможности самостоятельного оформления водителями ДТП, закон одновременно предусмотрел введение системы прямого урегулирования страховых случаев.

Суть ее в том, что клиент страховой компании, который застраховал свою ответственность, при наступлении страхового случая, в котором он стал потерпевшим, заявляет о выплате возмещения не тому страховщику, у которого застрахована ответственность виновника ДТП, а тому, чьим клиентом является он сам.

Эти два новшества, появившиеся одновременно, очень тяжело приживаются в сознании российских автомобилистов. Да и не все страховщики оказались готовы к столь принципиальным изменениям в своей работе. Нельзя не учитывать также, что большое количество автомобилей застраховано по автокаско, условия которого могут не распространяться ни на европротокол, ни, тем более, на прямое урегулирование. Поэтому опасения автолюбителей, связанные с боязнью запутаться в нюансах взаимоотношений заинтересованных сторон, вполне объяснимы.

Так что, помимо пресловутого менталитета, есть вполне объективные причины, по которым такие новшества приживаются медленнее, чем планировалось. Российская статистика свидетельствует о том, что сейчас порядка 10% ДТП оформляются с помощью европротокола. Мы учитывали опыт российских коллег при разработке украинского законопроекта, поэтому сам европротокол вводится в действие сейчас, а система прямого урегулирования пока рассматривается как перспективный для страхового рынка проект.

По материалам интерью Президента МТСБУ Владимира Романишина  агентству ЛигаБизнесинформ