Автострахование — один из наиболее пострадавших из-за кризиса секторов


В 2010 году объемы премий на рынке автострахования КАСКО снизятся еще на 10-20%, на рынке «Автогражданки» — наоборот, вырастут на 15-20%.

Автострахование — один из наиболее пострадавших из-за кризиса секторов финансового рынка. Особенно не повезло продавцам КАСКО. За первые шесть месяцев 2009 года объемы продаж полисов КАСКО снизились на 33,3% — до 1,8 млрд. грн. — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Главная причина «недобора» премий — остановка банковского кредитования. Дело в том, что около 70% премий по КАСКО в 2008 году приходилось именно на кредитные авто.

«Автогражданки» падение не коснулось — за 6 месяцев 2009 года компании по этому виду страхования собрали 652 млн. грн. премий, что на 0,3% больше, чем в первом полугодии 2008-го.

Вместе с тем существенно вырос уровень выплат: по КАСКО данный показатель сегодня составляет 73%, по ОСАГО — 37,8%.

Средние показатели выплат по автострахованию выросли с 5,5 тыс. грн. (по итогам первого полугодия) до 7,0 тыс. грн. (по итогам сентября), по ОСАГО — соответственно с 6,8 до 8,6 тыс. грн.

При этом страховщики, работающие в крупных городах, рапортуют о том, что уровень выплат уже достиг 100%, а у некоторых компаний — даже 120%.

Чтобы хоть как-то привлечь клиентов, некоторые игроки по-прежнему демпингуют. Если средняя цена на полное КАСКО сегодня колеблется в пределах 6,5-9%, то отдельные компании продают полисы КАСКО по 4,5-5%. «Есть страховщики, которые пытаются «выжить» за счет демпинга, собирая хоть какие-то платежи. Но это только усугубляет проблемы рынка, потому что такие компании в ближайшее время станут неплатежеспособными», — говорит Юлия Очеретяная.

Эксперты прогнозируют: уже в 2010 году клиенты будут больше обращать внимание не на стоимость, а на качество полиса, то есть на те дополнительные услуги (бонусы), которые компания готова предоставить для того, чтобы максимально защитить клиента от рисков, связанных с потерей или порчей авто.

Объемы рынка добровольного автострахования в следующем году продолжат падать, а цены на полисы — расти. В 2010 году автокредитование вряд ли возобновится.

Вместе с тем многие клиенты будут отказываться от пролонгации действующих страховых договоров. В результате объемы премий снизятся еще на 10-20%. В то же время размер средней выплаты будет расти из-за удорожания услуг СТО и автозапчастей. Как следствие будут расти и тарифы», — предполагает генеральный директор страховой компании «Наста» Павел Литвин. Вместе с тем объем выплат по КАСКО к концу следующего года увеличится еще на 15-30% по сравнению с аналогичным периодом 2009-го.
Ждем роста тарифов и лимитов ответственности

На рынке «автогражданки» основным событием первой половины 2010 года станет удорожание стоимости страховок. МТСБУ уже на протяжении 8 месяцев активно работает над подготовкой и внедрением новых тарифов и лимитов ответственности по ОСАГО.

По предварительным данным, тарифы на ОСАГО в 2010 году повысятся на 30%, а лимиты ответственности — вдвое — с 25,5 до 50 тыс. грн. по имуществу и с 51 до 100 тыс. грн. по риску потери здоровья.

Но даже такое повышение, по прогнозам экспертов, не остановит процесс выхода компаний с этого рынка, начавшийся в 2009 году. «С рынка могут уйти как крупные, так и мелкие страховые компании. Все зависит от того, примут ли страховщики, имеющие проблемы в данном сегменте, необходимые антикризисные меры — пересмотрят принципы формирования резервов, тарифной политики и так далее», — говорит начальник отдела обязательных видов страхования компании «Провидна» Леся Линчевская. По ее словам, некоторые компании уйдут с этого рынка не полностью, а будут продавать «автогражданку» как агенты более сильных игроков.

«По нашим прогнозам, на рынке ОСАГО приостановят страховую деятельность 20-30 компаний (из 90.), а на рынке КАСКО — до 40 страховщиков (из 150 СК). Они либо временно прекратят собирать премии и передадут свои портфели другим компаниям, либо обанкротятся», — считает замгендиректора Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов. По словам эксперта, объемы выплат на рынке «автогражданки» в следующем году вырастут еще на 30-50%, объемы собранных премий — на 15-20%.

Произойти это должно за счет более полного охвата страхованием автовладельцев (сегодня страховки есть лишь у 55% собственников транспортных средств). Правда, если будут приняты долгожданные изменения в законодательство, отменяющие короткие полисы ОСАГО (14 дней), то рост рынка может достигнуть, по мнению Залетова, и 70%. Увы, в такие прогнозы верят далеко не все в связи с тем, что некоторым крупным игрокам рынка ОСАГО сегодня экономически невыгодна отмена коротких полисов. А к их мнению в МТСБУ прислушиваются.

В целом же участники рынка считают, что глобальных изменений на рынке автострахования не произойдет. «То, что принято называть кризисом, — не что иное, как «новые экономические условия». И страховщикам нужно привыкать к тому, что такие условия будут на нашем рынке достаточно долго. Тарифы на страхование однозначно будут повышаться, а условия выплат — ужесточаться», — заключает Тимур Шакиров.

Автор: Татьяна Павлюченко
Источник: Газета «ДЕЛО»