Страховщики верят в «умное автострахование» и телематику


Аналитики предсказывают, что, при текущих темпах роста, к 2020 году на мировом рынке умного страхования будет продано более 100 млн. страховых полисов, обеспечивающих более 50 млрд. евро премий.

К 2020 году, по мнению экспертов, услугами страховой телематики в России будут пользоваться более 5 млн. владельцев транспортных средств.

В связи с активным развитием умного автострахования, как в законодательном, так и в технологическом аспекте, игроки рынка считают, что цифра 5 млн. автовладельцев вполне достижима.

Умное страхование — реализация принципа Pay-as-you-drive (плати, как ездишь). В Европе этот вид страхования существует уже более 10 лет.

В 2014 году ряд российских страховых компаний (Intouch, «Важно. Новое страхование», Уралсиб и АльфаСтрахование) запустили пилотные проекты по умному страхованию. В частности, они начали устанавливать навигационно-связное оборудование для сбора информации о стиле вождения страхователей в обмен на скидки и бонусы. Опыт показал, что услуга действительно востребована среди владельцев транспорта.

Что такое умное страхование

Преимущество услуги умное страхование заключается в предоставлении владельцам транспорта индивидуальных тарифов по КАСКО, в зависимости от стиля вождения и пробега транспортного средства.

Данные о качестве вождения собираются в течение определенного периода времени с помощью специального навигационно-связного устройства, установленного в автомобиле.

Умное страхование помогает автовладельцам не только значительно экономить при оформлении полиса КАСКО, но и разрешать спорные вопросы при наступлении страхового случая. Страховые компании, в свою очередь, получают возможность «профилирования» клиентской базы и разработки более таргетированных тарифных планов.

С помощью скидок на КАСКО страховая компания мотивирует водителей быть аккуратнее и дисциплинированнее, что, повышает безопасность движения и сокращает издержки страховых компаний.

По словам заместителя генерального директора, члена Правления ОСАО «Ингосстрах» Игоря Ямова, новая модель умного страхования (UBI-страхование) предполагает, во-первых, оценку риска «ущерб» на основе не косвенных параметров (стаж, возраст водителей и пр.) и статистики о произошедших страховых случаях, а параметров, непосредственно влияющих на убыточность (манера вождения, характер использования автомобиля). Во-вторых, переход к управлению риском (сюда относится мотивирование клиентов к безопасной езде путем предоставления скидок и претворения в жизнь принципа «хорошо и безопасно ездить – выгодно).

Несмотря на то, что UBI-страхование получает все большее распространение в России, рынку еще только предстоит решить ряд серьезных задач, связанных с умным страхованием. Сюда относится и выбор технической основы (телематических устройств на борту транспортного средства и мобильных приложений пользователей), и унификация параметров для скоринга, и расширение портфеля страховых продуктов и мн. др.

Страхователи хотят экономить на КАСКО и не платить за мошенников и «лихачей»

Текущие тенденции на рынке автокаско, а также увеличивающееся желание автовладельцев не оплачивать убытки неаккуратных водителей и мошенников могут стать драйверами активного развития страхования по принципу «плати, как ездишь», считает директор департамента аналитики и развития «АльфаСтрахование» Кирилл Варламов.

В настоящий момент тарифы на автокаско демонстрируют высокий рост, что вызвано изменением курса валюты и макроэкономической ситуацией, а также текущей судебной практикой. Удорожание ремонта, увеличение частоты заявлений страховых случаев в связи с ростом трафика и негативными ожиданиями населения в совокупности с массовыми решениями судебных инстанций, обязующих страховщиков осуществлять выплаты по условиям, которые не были закреплены договорами страхования — все это привело к изменению тарифов.

По итогам 9 месяцев 2014 года, размер средней премии по ТОП-12 компаниям на рынке каско вырос до 47 135 рублей, что на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года, средний тариф увеличился с 4,71% до 5,12%.

Кроме того, на рынок автострахования оказывает давление снижение продаж новых автомобилей. Это, в совокупности с изменением спроса на полисы каско, привело к снижению объема этого рынка во втором и третьем кварталах 2014 года на 0,7% и 3,4% соответственно.

— «В текущих условиях перед страховыми компаниями встает задача по поиску альтернативных путей развития сегмента автострахования в портфеле — поиск новых точек роста, которые будут интересны автовладельцам. Альтернативными инструментами являются «умное страхование», страхование с франшизой, продукты с ограниченными набором рисков, пролонгация со скидкой при условии безубыточности клиента», — считает Кирилл Варламов. — «Сейчас мы наблюдаем увеличение спроса на такие продукты. Это нормальное развитие рынка — движение в сторону грамотного использования полиса каско, когда владелец машины приобретает его не для ремонта, а для защиты от серьезных рисков».

— «Мы рассматриваем несколько сценариев развития ситуации со страховой телематикой. Вполне возможно, что российский рынок еще не готов к телематическому страхованию или этот инструмент станет нишевым для продвинутых и аккуратных водителей. Во-первых, и клиенты еще очень мало осведомлены о наличии таких продуктов, во-вторых, есть определенные предубеждения относительно страхования с устройством слежения за авто. Но нам очень хочется надеяться на то, что рынок будет активно развиваться», — резюмировал г-н Варламов.

Фориншурер