Как телематика помогает экономить на автостраховании?


На смену стандартизированным, и зачастую дорогим, страховым продуктам приходят индивидуальные. Западный мир уже активно переходит на так называемую «страховку на основе использования автомобиля», Usage-Based Insurance (UBI), а Украина пока отстает.

Страховая телематика позволяет собирать данные о каждом автовладельце, в том числе о стиле вождения, частоте поездок и обращении с авто. На основе этого формируется личный тарифный план с уменьшенной стоимостью страхования. Специальное оборудование — иронично окрещенное “черным ящиком” — обрабатывает показания одометра и спидометра автомобиля, а также встроенного в устройство чувствительного 3D акселерометра. У страховых аналитиков появляется целый массив данных о манере вождения водителя: количество пройденных километров, время суток, резкое торможение или ускорение, виражи на поворотах. Таким образом рассчитывается страховая премия — любитель быстрых и агрессивных поездок заплатит больше, чем аккуратный водитель.

— Традиционный вид автострахования не учитывает стиль вождения автомобиля, что не позволяет объективно оценить риск использования каждого конкретного транспортного средства, а соответственно нет возможности предоставить оптимальную стоимость КАСКО для конкретного клиента.
— Телематические решения, основанные на регистрации стиля вождения (UBI), позволяют страховым компаниям создавать новые продукты на рынке автострахования.
— Исходя из стиля вождения автомобиля, клиенты получают обоснованную скидку на КАСКО, происходит уменьшение риска ДТП за счет формирования культуры аккуратного вождения.

АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ

Американский опыт телематика

В США телематику начали внедрять еще в 1998 году, а с сентября 2014-го “черные ящики” рекомендуют к установке на все новые автомобили. Система отслеживания событий внедряется в Штатах с 2015 года, и на сегодня более половины страховщиков предлагают решения такого рода.

В основном используются два принципа расчета страховой премии — Pay-As-You-Drive и Pay-How-You-Drive, то есть “плати, сколько ездишь” или “плати, как ездишь”. В США и в Европе уже насчитываются миллионы пользователей таких программ. По данным аналитической компании ABI Research, мировой рынок страховой телематики будет увеличиваться на 81% в год — с 5,5 млн. застрахованных водителей на конец 2013 года до 107 млн. к концу 2018 года.

БРАЗИЛЬСКИЙ ОПЫТ

Американский опыт телематика

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ

Американский опыт телематика

Европа тоже активно включается в страховую инновацию. В июне 2012 года заработал закон Марио Монти (Италия) — “черные ящики” устанавливаются на все новые авто. Их данные принимаются судами в Великобритании и Италии, а сама телематика используется для предотвращения страхового мошенничества, угонов и агрессивного вождения.

Конкуренция среди страховщиков в итоге приведет к повышению безопасности водителей, в том числе благодаря профилактике инцидентов, а рост качества сервиса и лояльности клиентов приведет в стремительному росту рынка уже в ближайшее время, поясняет вице-президент ABI Research Доминик Бонте.

В Украине использование технологий страховой телематики находится на начальном этапе (официально о запуске использования телематики заявила только СК «АХА Страхование»). Страховщикам надо быть готовым к работе с огромными массивами информации от “черных ящиков”, иметь мощный бэк-офис, и, конечно же, специализированное программное обеспечение, а не просто обычный Excel. Поэтому для успешного внедрения телематики в Украине нужны время и апробация.

В то же время сам рынок требует инноваций — в 2015 году количество договоров КАСКО сократилось на 26% по сравнению с 2014 годом, а количество договоров КАСКО, заключенных с физлицами сократилось еще больше — на 32%. Поэтому привлечение новых и удержание старых клиентов требуют смелых шагов.