Рынок автострахования в России в 2009 году
В 2008 году премии автостраховщиков по ОСАГО, по данным Росстрахнадзора, составили 80,4 млрд рублей. По экспертным оценкам, премии автокаско за тот же период составили порядка 95-100 млрд рублей.
В кризисном 2009-м российское ОСАГО демонстрирует относительную живучесть по сравнению со сборами по автокаско. В первом квартале обязательный вид автострахования сократился на 2,5% по сравнению с 12-процентным ростом сборов за первые три месяца 2008 года. В то же время сборы по автокаско в первом квартале 2009 года, согласно оценкам экспертов, рухнули на 8% по отношению к уровню прошлого года.
Положение осложняется резким снижением продаж новых автомобилей в текущем году, которое, по оценке экспертов, в ближайшем будущем ускорится и вызовет падение числа продаж полисов каско.
Уровень проникновения автокаско в 2008 году в сегменте новых иномарок составлял 50%, в сегменте отечественных автомобилей — только 6%.
Объем сборов по автокаско в РФ в 2009 году может сократиться на 15-30% по сравнению с 2008 годом. Уже к маю этого года сильнее всего было заметно падение уровня продаж у таких автопроизводителей как «ГАЗ» (снижение на 60%), Hyundai (77%), Nissan (60%), Ford, Opel и Mazda (69%), Toyota (минус 64%), Honda (минус 71%).
Одновременно, в 2009 году у страховщиков обозначился резкий рост стоимости среднего убытка. По разным моделям иномарок рост показателя составил 9-12% и даже 30-32%.
C начала года снизился уровень продаж автомобилей, бывших в употреблении. Это обстоятельство влияет на объемы рынка ОСАГО и, в меньшей степени, на объемы рынка автострахования.
В портфелях ведущих страховщиков действительно львиная доля договоров приходится на новые иномарки. Доля премии по страхованию автомобилей иностранного производства составляет около 96%. Доля транспортных средств возрастом до 3-х лет — 84%.
Счастье последних лет автоматического роста автопродаж и автокаско сменилось эпохой скупости: на рынке царит жесткая экономия издержек и борьба за клиента.
Первые признаки смены тенденций обозначились еще в первой половине 2008 года, когда рост продаж автотранспорта затормозился, а дела у продавцов «авто» пошли под гору. Банки сворачивали программы кредитования покупки автотранспорта. Чрезвычайные усилия по поддержанию спроса, предпринятые автосалонами, распродажа автомобилей в конце года, несколько смягчили ситуацию и выровняли негативную статистику.
Страховщиков тогда поддержало еще и досрочное возобновление договоров ОСАГО: клиенты спешили сделать это в ожидании решения правительства о повышении коэффициентов в ОСАГО.
Затем, пришел 2009 год. Банковский ресурс поддержки автопродаж иссяк: на рынке наблюдается кратное сокращение объемов автопродаж в кредит.
Статистика фиксирует увеличение доли россиян, живущих за чертой «страховой бедности». Им не хватает средств на приобретение предметов первой необходимости, а траты на страховую защиту стоят на 5-6 месте в списке приоритетов.
Таким образом, в кризис только ОСАГО по-настоящему становится локомотивом спроса на страхование со стороны населения, автокаско популярностью не пользуется.
Увы, страховщиков этот факт не радует. По их данным, автогражданка убыточна из-за тарифов 6-летней давности, которые теперь уже не покрывают расходы на ремонт значительно обновившегося и, соответственно, подорожавшего автопарка России.
В секторе страхования новых автомобилей падение сборов может быть отчасти компенсировано изменением коэффициентов в ОСАГО, принятых с 25 марта 2009 года.
Рынок автострахования очень чувствителен к объему продаж автомобилей в кредит, потому что уровень проникновения в данном сегменте близок к 100%.
В прошлом году отечественных автомобилей на российском рынке было продано на общую сумму $6,5 млрд, иномарок — на сумму в 10 раз больше — $62,5 млрд, из них новых иномарок — на сумму $55,5 млрд.
В период кризиса многие игроки банковского рынка опасаются увеличения коэффициента невозвратов по кредитам, поэтому большинство из них резко подняли процентные ставки (средняя текущая ставка на данный момент в валюте 14% и 30% в рублях).
Сократилось количество банков, занимающихся автокредитованием: некоторые вообще прекратили выдачу кредитов частным лицам. По оценкам специалистов Ассоциации европейского бизнеса, доля автомобилей, проданных в кредит, упала по сравнению с предыдущим годом с 40-50% до 10-15%.
С учетом общего падения продаж это значит, что в количественном выражении кредитный сегмент авторынка сократился примерно в 5-6 раз.
Премии по «автокаско» в прошлом году составили 176 млрд рублей. Из них примерно 100 млрд рублей возвращены автодилерам в виде ремонтных потоков и комиссионных вознаграждений за реализацию полиса. Таких результатов уже не будет.
С окончанием акций щедрости автосалоны пустели, а автосервисы регистрируют «усыхание» ремонтных потоков. Цепь замкнулась: меньше выручка автодилеров, меньше полисов, меньше комиссионных за их продажу дилерам, скромнее возвратный финансовый поток на ремонт автомобилей от страховщиков. Потери рождают потери.
Однако поспешных выводов относительно сокращения бизнеса автострахования во всех компаниях было бы делать неверно.
Дилерские автосервисы регистрируют убыль клиентов, а их сотрудники — падение зарплат. Это объясняется режимом экономии, которого стали придерживаться клиенты автосервисов.
В то же время корпоративные клиенты, отмечает эксперт, все чаще принимают решение о переводе транспорта на обслуживание из сертифицированных дилерских центров в дешевые ремонтные мастерские.
Физические лица начали экономить на расходах: меньше эксплуатируют транспортное средство или вовсе отказываются ездить, стали выбирать полисы с ограниченным периодом действия, некоторые напрочь отказались от страхования ОСАГО.
Юридические лица с их парками сегодня не опора автостраховщика. Экономя в кризис, предприятия сокращали не только персонал, но и автопарки, некоторые прекратили или ограничили объем перевозок.
Лишь в 60% случаев договоры автокаско в этом году возобновляются. Особенно охотно продлеваются на новый период договоры, по которым страховщиком осуществлялись выплаты, то есть убыточные. Ряд договоров страхования каско автомобиля, приобретенного в кредит, страхователи возобновляют по требованию банка или лизинговой компании.
Не менее 10% случаев отказов от возобновления договоров страхования мотивируются клиентами отсутствием средств как у физических лиц, так и юридических лиц. Причем, последние жалуются на нехватку денег чаще.
Снижение спроса будет связано как с увеличением стоимости иномарок (из-за девальвации), так и с ужесточением условий автокредитования. В совокупности со снижением реальных доходов населения все тенденции негативно влияют на продажи «авто.
Убыточность каско в среднем по рынку достигает приблизительно 40-50%, ОСАГО убыточно на 75%.
По итогам первых двух кварталов 2009 года наблюдается рост убыточности в автостраховании, предположительно, он продлится до конца этого года. По предварительным прогнозам экспертов, продажи новых иномарок к концу года сократятся примерно на 55-60%.
На фоне снижающихся поступлений компаний растут затраты на ремонт и запчасти к автомобилям по действующим договорам автокаско (до 25-40% с начала года), где тариф уже не повысишь
Обострение проблем текущей ликвидности заставляет страховщиков искать выход не только в области экономии. В кризисный период единственный способ быстрого получения наличных средств — заметное снижение тарифов для привлечения новых клиентов. Так начинают строиться финансовые пирамиды.
В то время, когда все условия существования на рынке диктуют необходимость повышения тарифов, удерживать цены или даже снижать их могут позволить себе только те игроки, которые заранее сформировали определенный запас финансовой прочности для того, чтобы обеспечить себе конкурентное преимущество в кризис.
Источник: ИА «Финмаркет»