Возврат обязательного техосмотра автомобилей в Украине


Возврат обязательного технического осмотра (ТО) автомобилей может быть инициирован только после завершения войны, считает руководитель одноименного адвокатского бюро, адвокат Татьяна Даниленко.

«В Украине будут инициировать возвращение обязательного техосмотра при одном условии — в случае завершения военного положения. Итак, пока идет война, автовладельцы перемен не почувствуют».

Даниленко напомнила, что обязательное проведение ТО является одним из условий вступления Украины в ЕС и должно было возобновиться с 2023 года. Для реализации положений соглашения об Ассоциации с ЕС, касающихся ТО, Министерство инфраструктуры разработало соответствующий законопроект о внесении изменений в ряд законодательных актов Украины по безопасности эксплуатации колесных транспортных средств, обнародованный на сайте ведомства.

При этом адвокат уточнила, что одобренный и обновленный правительством план мер по выполнению Соглашения об ассоциации по введению обязательного ТО отложен в связи с военной агрессией РФ против Украины и введением по всей стране военного положения, а доработка этого законопроекта приостановлена.

В то же время Даниленко подчеркнула, что законопроект во время обсуждения получил значительное количество замечаний. В частности, основное замечание к нему состоит в том, что этот проект закона не исключает коррупции, ставшей основной причиной отмены ТО для легковых автомобилей в 2011 году.

Адвокат напомнила, что согласно законопроекту легковые автомобили должны проходить техосмотр каждые два года. Для новых авто этот срок составляет четыре года после первой регистрации такси один раз в год, а автобусов дважды в год. К тому же все автомобили, привезенные из-за границы, должны пройти техосмотр. Последнее касается и зарегистрированных за границей «евроблях», эксплуатируемых на территории Украины.

При этом внеплановый техосмотр предполагается после перерегистрации автомобиля на нового владельца (в течение 10 дней), после ДТП с повреждениями, повлиявшими на безопасность движения, после обнаружения несоответствий и неисправностей на дороге.

Последний пункт этого перечня, в частности, по словам Даниленко, предусматривает выборочную проверку автомобилей на дорогах.

«Если во время осмотра возникнут подозрения или будут обнаружены явные несоответствия, автомобиль отправят в диагностический центр. А там, если проверка покажет, что все хорошо, за процедуру заплатит государство. В противном случае талон отберут, а за проверку заплатит водитель, и тогда в течение месяца нужно будет пройти техосмотр снова», — сказала она.

Адвокат уточнила, что законопроект предусматривает проверку системы тормозного и рулевого управления, шин и колес, газобаллонного оборудования, внешних световых приборов и других частей автомобиля.

При этом соответствующая директива ЕС предусматривает, что техническое освидетельствование могут проводить и государственные организации, и аккредитованные частные сертифицированные центры, а сам техосмотр обязательно должен фиксироваться на камеру.

За просроченный техосмотр предусмотрен штраф: за первое нарушение – 3400 грн, затем, если ТО так и не было пройдено, сумма повторного штрафа составит 17 тыс. грн.

При этом Даниленко отметила ряд нюансов, которые следует учесть при возвращении обязательного ТО.