Рынок автострахования Украины в 2010 году преобразится
Для рынка автострахования Украины в 2010 году характерным будет затягивание выплат по формальным причинам, работа над их размером в сторону уменьшения, более жесткая политика в части отказов в выплате страхового возмещения.
По большому счету, к концу года для страховщиков еще будет возможность работать, даже несмотря на значительные диспропорции в портфеле и перевес «моторных» рисков, даже если этот показатель превышает 60%.
В дальнейшем судьба участников рынка будет зависеть от внешних факторов: экономической ситуации в стране и, как следствие, потребительских ожиданий, возобновления кредитования как корпоративного, так и частного сегмента, уровня инфляции.
В отечественной действительности портфель каско и обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств длительное время был основным катализатором роста как системных компаний, так и небольших, новых участников страхового рынка.
Именно эти виды страхования продуцировали финансовые потоки, за счет которых не только держалось, но и активно развивалось большинство украинских страховых компаний. А если говорить о «перекосах» портфеля в сторону автострахования, в той или иной степени он характерен для большинства украинских компаний. Иное дело, что имеющиеся данные о портфелях страховщиков зачастую не всегда корректно отражают реальное положение вещей.
Важно также то, что андеррайтерская убыточность портфеля «докризисного» 2008 года в результате инфляции и резкого понижения курса гривны и, как следствие, значительного роста стоимости ремонта транспортных средств и частого недострахования, у многих страховщиков превысила 100%. Если еще учесть и фактические затраты на ведение дела, вознаграждения агентам, у большинства страховщиков портфель более чем убыточен.
С учетом указанных факторов львиная доля рынка сейчас работает «с колес» и именно за счет привлеченных страховых премий оплачивает текущие убытки. Многие вынуждены затягивать страховые выплаты по виду, ограничивать их в объеме. Кроме того, участились отказы по «формальным» причинам.
В этом свете текущую рентабельность бизнеса автострахования близкую к нулю (как за 2009 год в целом, так и в начале 2010-го) считают, скорее, достижением компании, чем провалом ее андеррайтерской политики.
Говоря про стоимость каско, необходимо отметить, что экономические предпосылки указывают на необходимость их увеличения для улучшения показателя по виду и уменьшения доли вида в портфеле.
Несмотря на это, как и прежде, на похожих условиях страхования у разных страховщиков можно наблюдать существенный «разброс» в тарифной политике: у одного страховщика тариф может составлять 5-5,5%, у другого — 8-9%, у отдельных страховщиков по рисковому сегменту автомобилей при недостаточном стаже вождения клиента и вовсе превышает 10%.
При этом самое неприятное в новой тарифной политике компаний — желание «взять клиента любой ценой», то есть установить, особенно по региональным продажам, исключительно демпинговые тарифы. Если ранее (2007-2008 гг.) демпинг был направлен на захват рынка, теперь же демпинг для многих — единственная возможность не только «спасти» бизнес автострахования и обеспечить регулярные страховые выплаты существующим клиентам, но и сохранить компанию как таковую.
Другой причиной такой политики можно назвать значительное снижение платежеспособного спроса, поскольку к урезанию расходов на страхование как методу экономии прибегли не только корпоративные клиенты, но и частные лица.
Как следствие, клиент может получить страховой тариф по КАСКО «на любой вкус», вот только изучить и оценить все новые оговорки, договорные ограничения и особые условия в части выплат страхового возмещения и быть уверенным в дальнейшей финансовой стабильности страховщика и, собственно, возможности оплачивать убытки зачастую проблематично.
Таким образом, ожесточения условий следует ожидать именно в случае стабилизации и роста рынка страхования, а дальнейшее падение рынка или даже сохранение существующих позиций для клиента обернется более чем лояльными тарифными предложениями, гибкими условиями договоров в результате конкурентной борьбы страховщика за клиента.
Автор: Анатолий Литвинов, Вице-президент СК «Омега»
- АМКУ дал разрешение на введение прямого урегулирования в Украине
- Автострахование КАСКО ежегодно оформляет 15-20% владельцев транспортных средств Украины
- Как сэкономить деньги с помощью страховой телематики?
- Застрахованные хотят поделиться данными в обмен на скидки на автострахование
- Рейтинг страховых компаний Украины по автострахованию 2024: премии