Когда страховые компании отказывают в выплате по автострахованию?


Страховые компании частенько оставляют в договорах всевозможные лазейки, которые при наступлении страхового случая могут значительно усложнить (или сделать невозможным) получение выплаты.

Одной из таких «лазеек» является ситуация с угоном машины со стоянки. На рынке достаточно часто встречаются программы автострахования, по которым страховщик не будет выплачивать деньги в случае угона — если машина будет оставлена на улице, перед домом, то есть в любом удобном владельцу месте.

Даже сама стоянка должна соответствовать статусу «охраняемой», и на ней должен вестись журнал учета, где фиксируется время въезда/выезда автомобиля (единственное доказательство того, что машина в момент угона находилась там). В противном случае — отказ в страховой выплате обеспечен.

Не выплатит страховщик деньги и в том случае, если клиент забыл в угнанной машине ключи и документы. Такая ситуация будет слишком смахивать на мошенничество. Для того чтобы получить выплату, клиенту нужно будет предъявить два оригинальных ключа от машины, техпаспорт и справку из МВД о возбуждении уголовного дела.

Риск «угон» страховые компании каско не очень жалуют. Некоторые компании даже устанавливают скрытые франшизы — прописывая в договорах, что в случае угона новой машины в первый же год владения ею страховая сумма может быть снижена на 15-25%. И уж все компании «поголовно» будут требовать от клиента установки в машине сигнализации (естественно за свой счет).

Прежде чем решаться на страхование машины от угона (один из самых дорогих рисков), желательно выяснить, до которого часа на машину распространяется страховая защита. Иногда компании не покрывают убытки, если машина угнана, например, после 22.00. Впрочем, на рынке уже работают страховщики, которые соглашаются выплачивать по риску угона с любого места и в любое время. Это в основном крупные страховые компании — лидеры рынка автострахования в Украине.

При заключении договора нужно также знать, что страховщик откажет в выплате в случае повреждения машины водителем, находившимся в состоянии алкогольного опьянения, а также при управлении технически неисправным авто.

Грубое нарушение правил дорожного движения (выезд на встречную полосу, неправильное пересечение железнодорожного переезда и прочее) может быть причиной для отказа в страховой выплате или уменьшения ее до 50%.

Некоторые компании отказывают в страховом возмещении при превышении скоростного режима на 20 км/ч, пересечении «двойной осевой», проезде на красный свет светофора и так далее. Однако лояльное отношение к нарушителям среди страховщиков тоже существует. Лидеры рынка часто «закрывают» глаза на такие мелочи, отказывая в выплатах только при откровенно вопиющих нарушениях.

Чтобы обойти «капканы» страховщиков, нужно внимательно изучить все документы перед их подписанием. Зачастую недобросовестные страховые компании «забывают» рассказать клиенту, что кроме условий договора есть еще и правила страхования, которые в обязательном порядке согласовываются с регулятором.

Правила страхования — документ, составляемый каждой страховой компанией на ее вкус. И регулятор только проверяет его на предмет наличия противоречий с законом, но этот орган совсем не обязан играть роль адвоката клиента. Нередко выдержки из правил печатают мелким-мелким шрифтом на обороте полиса. Причем так, что без увеличительного стекла этот текст прочитать невозможно. Так что для того, чтобы купить действительно хороший страховой продукт нужно будет тщательно изучить рынок и его предложения.