Как отстоять свои права при прохождении техосмотра (ТО)?


Еще с 2009 года в Украине вступили в действие новые правила проведения государственного технического осмотра автомобилей, автобусов, мототранспорта и прицепов, утвержденные постановлением Кабинета министров Украины №606 от 9 июля 2008 года, а также Закона Украины «О дорожном движении».

Новые правила проведения техосмотра, благодаря проверке транспорта на специальном диагностическом оборудовании с использованием контрольно-измерительных приборов, которыми оснащены все субъекты хозяйствования, уполномоченные проводить проверку колесных транспортных средств, дают возможность обеспечить более тщательную проверку состояния колесных транспортных средств, чем это было ранее.

Во время техосмотра также осуществляется контроль за оплатой налога с владельцев транспортных средств, своевременным прохождением водителями медицинского осмотра, что подтверждается медицинской справкой, и обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (автоцивілка).

Один из часто задаваемых вопросов: что делать, если автомобиль записан на одного человека, а управляет им другой (например, по доверенности).

Дело в том, что при получении талона техосмотра (ТО) иногда инспектора требуют не только справку от водителя, который пришел за талоном, но и владельца, имя которого записано в техпаспорте.

Юристы объяснили, что такое требование является незаконным. Согласно ст. 35 ЗУ «О дорожном движении», контроль за своевременным прохождением медосмотра производится непосредственно водителями. А вот в постановлении КМУ №606 от 9 июля 2008 года, речь идет о владельцах транспортных средств.

Однако если закон и подзаконный акт противоречат друг другу, выполнять нужно именно требования закона, поскольку он имеет высшую юридическую силу.

Сам медосмотр можно пройти как в государственной, так и частной клинике — справку одного и того же образца выдают в учреждениях любой собственности, а действительна справка ровно 2 года. Однако цены на услуги везде отличаются, как, впрочем, и сама процедура.

Фактически медосмотр водителей не несет никакого практического смысла — есть много случаев, когда психи, наркоманы и люди, больные эпилепсией, без проблем получали медсправку для ГАИ.

В прошлом и этом году в отдельных подразделениях ГАИ при выдаче талона ТО с водителя требовали оплатить квитанции за некие услуги, которые на самом деле ГАИ не оказывает. Сегодня прокуратура расследует несколько таких дел, однако гарантировать то, что абсолютно все МРЭО не нарушают закон, никто не берется. Именно поэтому мы рекомендуем водителям быть бдительными и не оплачивать никаких лишних платежек.

Напомним, что водитель обязан заплатить:

— во-первых, транспортный сбор за два года (рассчитывается индивидуально в зависимости от размера двигателя — таблица висит на стенде возле ГАИ, а оплатить можно в ближайшей к МРЕО сберкассе)

— во-вторых, стоимость талона и услуги банка

— квитанции с названиями «Компьютерные услуги», «Благотворительный взнос», «Карман для талона ТО», «Справка об отсутствии штрафов» и прочие придуманные платежки оплачивать необязательно.

Часто непосредственно возле МРЭО стоят киоски с логотипами страховых компаний, сотрудники которых говорят, что в этом подразделении ГАИ «аккредитованы» только они и страховые полисы каких-либо других страховщиков инспекторы посчитают недействительными.

На самом деле полис автогражданской ответственности можно смело покупать абсолютно в любой страховой компании — выплаты гарантирует МТСБУ.

Однако отмечены случаи продажи поддельных полисов, которые продавали под МРЭО. Чтобы не попасться на ловушку, во время оформления договора позвоните в страховую по номеру, указанному в полисе, и проверьте номер бланка.

Частая причина отказа в выдаче справки о исправности автомобиля — наличие какой-либо детали или элемента в автомобиле, не предусмотренных заводом-производителем.

Обычно придираются к тонировке, нестандартному рулю, выхлопной системе, наличию незарегистрированного ГБО либо замененному двигателю. В этому случае у водителя есть 45 дней на исправление недостатков. Если было произведено минимальное переоборудование, проще всего вернуть на место заводской элемент, например, переставить назад руль. Однако если производились серьезные замены, переоборудование нужно официально оформить, после чего законно пройти диагностику.

Для этого необходимо, во-первых, обратиться в МРЕО с заявлением на разрешение о переоборудовании, например, о замене двигателя. Затем обратиться в уполномоченную ГАИ организацию с заявкой на разрешение провести такую замену — они проверяют техтребование и выдают заключение экспертизы на разрешение при соблюдении определенных технических условий.

Интересно, что оформить этот документ можно без лишней возни — бланк заявления и платежку сотрудники института сбрасывают по факсу либо по электронной почте.

Через неделю после проплаты экспертная организация письмом отправляет официальный ответ на бланке с водяными знаками.

Затем на любом сертифицированном СТО нужно получить заключение о том, что все соответствует требованиям законодательства — с ним нужно обратиться в МРЕО и заменить техпаспорт.

Нередко по различным обстоятельствам сроки для прохождения техосмотра упущены.

При выявлении подобного нарушения инспектор ГАИ может наложить штраф. Пока еще инспекторы ГАИ относятся к такому нарушению лояльно, особенно если автовладельца остановили на пути к СТО, куда он едет для диагностики либо на пути в МРЭО.

Кроме того, во многих областях наблюдается традиционный дефицит талонов ТО — инспекторы это знают и, если им показать весь комплект документов, необходимых для получения талона (протокол испытаний со СТО, страховка, оплаченные квитанции), то протокол также не составляют.