Автострахование — один из наиболее пострадавших из-за кризиса секторов


Страховщики, работающие в крупных городах, рапортуют о том, что уровень выплат уже достиг 100%, а у некоторых компаний — даже 120%.

Чтобы хоть как-то привлечь клиентов, некоторые игроки по-прежнему демпингуют. Если средняя цена на полное КАСКО сегодня колеблется в пределах 6,5-9%, то отдельные компании продают полисы КАСКО по 4,5-5%. Есть страховщики, которые пытаются «выжить» за счет демпинга, собирая хоть какие-то платежи. Но это только усугубляет проблемы рынка, потому что такие компании в ближайшее время станут неплатежеспособными.

Эксперты прогнозируют: клиенты будут больше обращать внимание не на стоимость, а на качество полиса, то есть на те дополнительные услуги (бонусы), которые компания готова предоставить для того, чтобы максимально защитить клиента от рисков, связанных с потерей или порчей авто.

Объемы рынка добровольного автострахования в следующем году продолжат падать, а цены на полисы — расти. 

Вместе с тем многие клиенты будут отказываться от пролонгации действующих страховых договоров. В результате объемы премий снизятся еще на 10-20%. В то же время размер средней выплаты будет расти из-за удорожания услуг СТО и автозапчастей. Как следствие будут расти и тарифы. Вместе с тем объем выплат по КАСКО к концу следующего года увеличится еще на 15-30% по сравнению с аналогичным периодом 2009-го.
Ждем роста тарифов и лимитов ответственности

Но даже повышение стоимости страховки не остановит процесс выхода компаний с этого рынка, начавшийся в 2009 году. С рынка могут уйти как крупные, так и мелкие страховые компании. Все зависит от того, примут ли страховщики, имеющие проблемы в данном сегменте, необходимые антикризисные меры — пересмотрят принципы формирования резервов, тарифной политики и так далеея. Некоторые компании уйдут с этого рынка не полностью, а будут продавать «автогражданку» как агенты более сильных игроков.

На рынке ОСАГО приостановят страховую деятельность 20-30 компаний, а на рынке КАСКО — до 40 страховщиков. Они либо временно прекратят собирать премии и передадут свои портфели другим компаниям, либо обанкротятся. По словам эксперта, объемы выплат на рынке «автогражданки» в следующем году вырастут еще на 30-50%, объемы собранных премий — на 15-20%.

Произойти это должно за счет более полного охвата страхованием автовладельцев (сегодня страховки есть лишь у 55% собственников транспортных средств). Правда, если будут приняты долгожданные изменения в законодательство, отменяющие короткие полисы ОСАГО (14 дней), то рост рынка может достигнут и 70%. Увы, в такие прогнозы верят далеко не все в связи с тем, что некоторым крупным игрокам рынка ОСАГО сегодня экономически невыгодна отмена коротких полисов. А к их мнению в МТСБУ прислушиваются.

В целом же участники рынка считают, что глобальных изменений на рынке автострахования не произойдет. То, что принято называть кризисом, — не что иное, как «новые экономические условия». И страховщикам нужно привыкать к тому, что такие условия будут на нашем рынке достаточно долго. Тарифы на страхование однозначно будут повышаться, а условия выплат — ужесточаться.